Какими бывают роялти?

Какими бывают роялти?

 




Познакомьтесь с обзорной статьей Сергея Бригинца, юриста, партнера ЮЦ ТЕТ-Интеллект о том, что такое роялти, какие бывают виды, и особенности их выплат в авторском праве и франчайзинге.

Слово роялти происходит от английского слова royalty – что означает «королевские привелегии». Исторически роялти относилось к королевской привилегии выдавать право на использование государственных недр, получение воинских званий или земельных угодий взамен на регулярные выплаты вознаграждения за их использование.

Словарь экономических терминов характеризует роялти – как периодический платеж за право пользования лицензией. Лицензия может выдавать на товары, изобретения, патенты, ноу-хау и прочее. Вторым значением роялти определяет как право разработки и добычи природных ресурсов.

Закон Украины о налогообложении прибыли предприятий характеризирует роялти так:

Роялти – это платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или предоставление права пользования любым авторским правом на произведения литературы, искусства или науки, включая кинофильмы и записи для радио- и телевещания, любым патентом, ноу-хау, компьютерными программами, товарным знаком, дизайном или моделью, планом, секретной формулой или процессом, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта или за пользование или право пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием. (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий»).

Широкое распространение роялти получило во франчайзинге и в авторском праве. 
Во франчайзинге роялти выплачивается за использование торговой марки, рекламных атрибутов, фирменного стиля, или даже полностью налаженной бизнес-модели.
 

В  случае франчайзинга роялти может иметь три вида:
  • Процент от оборота.
  • Процент от маржи.
  • Фиксированный роялти.

В  авторском праве роялти выплачивается как платеж за право на использование произведения или продукта интеллектуальной собственности – музыкального, литературного произведения, патента и прочее.
  
Согласно ст. 45 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» субъекты авторского и смежного права могут управлять своими правами (в т.ч. получать  роялти) таким способом:
  • лично;
  • через поверенного;
  • через Организацию коллективного управления.
Размеры платежей роялти могут быть как фиксированными, так и составлять процент от суммы полученного дохода от коммерческого использования объекта авторского права.


Комментирование разрешено только зарегистрированным пользователям